Редакторы

Первые телевизионные эфиры в 1958 году выходили в основном с участием сотрудников, приехавших в служебную командировку из Центрального Телевидения СССР. Но, конечно долго так продолжаться не могло и постепенно творческий коллектив стал пополняться сотрудниками с пермской пропиской. В короткое время вступили на необжитую телевизионную целину Владимир Перебатов, Павел Эпштейн, Всеволод Шнайдер, Вера Шахова, Татьяна Чернова, Светлана Харинская, Галина Лебедева и не только её вспахали но и вырастили богатый урожай творческих успехов и российской славы для Пермского телевидения!

Первая Пермская телепередача Владимир Перебатов. Газета "Эфир", 18.10.2018

Оказывается, история Пермского телевидения должна была начаться не 8-го, а 1 июня. Об этом, а также о первой звезде, точнее, юной звездочке Пермского телевидения рассказал нам автор самой первой пермской телепередачи, заслуженный работник культуры РФ Владимир Перебатов.

Весной 1958 года Владимиру Перебатову вместе с группой других редакторов Пермского областного радио поручили организацию нового для Прикамья дела – телевизионного вещания. «Первоначально его запуск был запланирован на 1 июня, поэтому я, назначенный главой детской редакции, стал готовить передачу «Два детства» к Международному дню защиты детей, – вспоминает Владимир Иванович. – Связался с музыкальными школами, с нашим знаменитым хореографическим училищем, с юными техниками. Везде были отобраны достойные таланты для первого выступления. Эти ребята показывали телезрителям, какое оно, счастливое советское детство. А для того, чтобы рассказать про второе детство, заграничное, мы пользовались различными литературными и кинематографическими источниками. Передача шла в прямом эфире, поэтому перед съемкой всё тщательно отрепетировали. Именно «Два детства» дали старт пермскому телевещанию. Только произошло это по техническим причинам не 1 июня, а 8-го».

Конечно, в 1958 году техническим возможностям телевидения было далеко до современных. Но создатели первой пермской передачи умудрились даже продемонстрировать зрителям первый «спецэффект». А связан он был с появлением на экране будущей первоклассницы Виктории Виноградовой. «Эту полнощекую, с веснушками и удивленными глазками девчушку мы с режиссером Евгением Каменским нашли в одном из мотовилихинских детских садов, – рассказывает Владимир Иванович. – Искали довольно долго. Ведь эта малышка должна была открывать телевидение в Перми, появиться в начале самой первой передачи. Да не просто появиться, а в первом на нашем экране телевизионном фокусе. Что это был за фокус? После титра с названием передачи «Два детства» на экране телевизора появилась фотография Вики. И вдруг... немудреный спецэффект – и сама Вика открыла удивленные глазки и, улыбаясь, уже блестяще читала стихотворение, будто ничего и не произошло. Это творческая группа, сидевшая за пультом, сумела «оживить» фотографию».

Десять лет Владимир Перебатов возглавлял редакцию детских телепередач. Еще десять он посвятил не менее любимому детищу – популярной в 1970–1980-е годы программе «Солдатская почта», инициатором создания которой являлся. «Письма – всегда волнующий человека документ. А тем более те из них, которые были написаны в горниле войны. Ведь известно, что в дни трудных испытаний чувства людей выражаются особенно ярко и обнаженно, – говорит Владимир Иванович. – Но в «Солдатской почте» письма не просто читались. Многие из них являлись поводом для встреч перед телекамерой с их авторами. К каждой передаче мы находили интересных людей, рассказывали об удивительных поворотах их судеб. Запомнился поиск «березниковских ленинградцев» – курсантов Ленинградского военного училища, эвакуированного в Березники в начале войны. Откликнулось очень много выпускников училища со всей области. Мы потом связались с этим училищем, вернувшимся в Ленинград, и к нам в Пермь приехали его тогдашние курсанты. А чего стоит история Михаила Андреевича Еловикова, который ушел на войну вместе со своим трактором. Возил тяжелые орудия на Карельском фронте. И оба – тракторист и его трактор – благополучно вернулись после Победы домой!»

За несколько десятилетий работы на Пермском телевидении Владимир Перебатов успел и потрудиться в новостных программах, и стать главным редактором общественно-политических передач. Ему довелось встретиться со многими знаменитыми людьми: писательницей Верой Пановой, первооткрывателем нефти в Прикамье Иваном Пичугиным, только-только вернувшимися из полета космонавтами Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым и другими. Теперь Владимир Иванович делится воспоминаниями об этих замечательных встречах и о работе на телевидении в своих книгах – новая готовится к выходу в начале 2019 года. А своим молодым коллегам-телевизионщикам желает интересных творческих находок.

Режиссёры

О профессии телевизионного режиссера в Перми в те годы знали лишь понаслышке и костяк режиссеров сформировался из выпускников московских ВУЗов Владимира Баранова, Валентины Соколовой, Михаила Трунова, Евгения Ротенберга. Среди первых режиссёров, связавших свою судьбу с пермским телевидением были Лев Футлик, Маргарита Гробова и Флава Попова.

Телеоператоры

Группа пермских телеоператоров по праву считается одной из самых сильных среди региональных компаний в России. Свидетельство тому - участие в Московской олимпиаде, международные и российские телемосты, прямые эфиры и трансляции важнейших мероприятий в Пермском крае. Среди тех, кто одними из первых встали за телевизионные камеры были Борис Кремлёв, Анатолий Ширинкин, Семён Токман, Владимир Кириллов, Олег Артёмов.

Звукорежиссеры

Звукорежиссёров Пермского телевидения всегда отличало неформальное отношение к своему делу, стремление звуковым сопровождением усилить, воплотить замысел автора. Особо следует отметить Александра Тиунова, который по праву снискал славу как самый лучший в Прикамье звукорежиссёр кино и телевидения. Это он работал над фильмом об Иване Семёнове у Константина Березовского, стоял у звукового пульта рядом с Иннокентием Смоктуновским и Михаилом Заплатиным при создании фильма «Седой Урал».

Дикторы

На заре телевидения его главными лицами были дикторы, ведущие телевизионных программ и передач, их прежде всего видел и запоминал телезритель. Старшее поколение помнит Зою Николаеву, Ирину Волкову, Владимира Пестрякова и конечно легендарного Григория Барабанщикова. Чрезвычайно широк был творческий диапазон Григория Степановича: диктор радио и телевидения, автор и ведущий популярных программ, в том числе и самой популярной у пермяков - «Третий звонок», ставшей классикой Пермского телевидения.

Смена

Волна за волной приходит в компанию творческая смена: за мэтрами чёрно-белого экрана и киноплёнки, пришли те, кто стал профессионалами цветного аналогового телевещания, а теперь уже новое поколение «штурмует цифру», телевидение 21-го века. При этом в компании неизменными остаются её традиции, преемственность поколений, профессионализм, миссия родоначальников телевизионного вещания в Прикамье, миссия быть лидерами в Пермском крае.